Работа в такси по перевозке пассажиров подразумевает не только хорошие навыки вождения, но и ответственность за безопасность клиента, знание нормативных документов, регламентирующих перевозку, культурное общения.
Требования к водителю
Законодательство требует от водителя такси:
- иметь права категории «В»;
- стаж вождения от 3 лет.
Это основные обязательные требования к самому водителю.
Автомобиль должен быть:
- исправен;
- укомплектован аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, ремнями безопасности спереди и сзади,
проходите перед рейсом осмотр на работоспособность тормозов, работу световых приборов, состояние шин.
Водитель должен:
- проходить предрейсовый контроль на алкогольное/наркотическое опьянение;
- регулярно посещать осмотры на физическую/психическую пригодность к работе.
Правила считаются строгими, но они повышают безопасность клиентов, а, следовательно, и уровень доверия к службе «Первое такси».
Дополнительно: уделяйте внимание своему внешнему виду. Будьте аккуратны, опрятны, исключите резкие запахи парфюма.
Перед выходом на линию проверьте документы:
- права;
- ОСАГО;
- свидетельство о регистрации ТС.
Если у вас есть лицензия, возьмите ее с собой.
Формальная сторона дела
Все поездки должны быть правильно оформлены. Обязательно наличие документов: полис, удостоверение, свидетельство на машину, квитанции и чеки на оплату наличными.
При безналичной оплате чек формируется приложением. Пассажир его может самостоятельно скачать после поездки. В приложении фиксируется:
- маршрут поездки;
- ее стоимость;
- данные водителя.
Все расчеты должны быть прозрачны для водителя и пассажира.
Перевозка багажа в такси не оформляется отдельно, если он не превышает разумных норм по количеству и весу. В противном случае клиенту необходимо вызвать грузовое такси.
Таксист несет ответственность за сохранность багажа при поездке. Он размещается в багажнике и в салоне. В салон допускается только ручная кладь небольшого размера, чтобы не мешала водителю и пассажирам. Крупные вещи перевозятся в багажнике.
Для животных необходима переноска либо защитный чехол на сидение.
Правила общения с пассажирами
Обязанность водителя такси — правильно построить общение с пассажиром. Будьте вежливыми, терпеливыми, без панибратства, держите дистанцию.
Не стоит:
- грубить;
- навязывать свое мнение;
- комментировать, переходя на личности;
- обсуждать политику, религию, любые спорные темы.
Правила общения в такси для водителя:
- поприветствуйте пассажира при посадке;
- уточните место назначения;
- при необходимости, оговорите маршрут;
- не спорьте о выборе пути следования — пассажир всегда прав, за исключением случаев несоблюдения ПДД;
- помогите погрузить/выгрузить вещи, особенно, если пассажир — инвалид, пожилой человек, мама с ребенком.
Следите за уровнем громкости музыки в машине. Климат должен быть комфортным, прежде всего, пассажиру. Прислушивайтесь к просьбам клиента.
Разговаривайте по телефону через гарнитуру, тихо, чтобы не мешать пассажиру.
Не вступайте в конфликт, будьте сдержаны. Если пассажир проявляет агрессию, попробуйте объяснить ему правила поездки, предложите альтернативный вариант. В противном случае, прекратите поездку. Профессионализм в общении — умение избежать конфликта.
Водителю очень важно самому быть опрятным, иметь чистый таксомотор. Не курите в транспорте.
Если ваша машина оборудована регистратором, обязательно уведомите об этом пассажира.
Соблюдая эти правила, вы повысите свой рейтинг водителя, будете получать больше заказов, что увеличит заработок.
В каких случаях таксист может отказать в услуге
В некоторых случаях водитель может отказать клиенту в перевозке. Это может произойти еще до начала поездки либо в процессе.
Что может повлиять на нежелание оказать клиенту услугу:
- если пассажир пьян или находится под воздействием наркотических средств, в общем, ведет себя неадекватно, проявляет агрессию и пр.;
- если пассажир хочет перевезти запрещенные предметы/вещества, все что опасно для жизни/здоровья людей;
- если число пассажиров превышает количество посадочных мест;
- нежелание пассажира пристегнуться ремнем безопасности;
- просьба клиента нарушить ПДД (скорость, запрещающие знаки и сигналы светофора и пр.);
- нежелание оплатить услуги перевозки;
- поломка автомобиля, плохая погода, угроза безопасной езде.
Это основные причины. Ситуаций на дороге и в общении с клиентами бывает множество. Водитель должен уметь быстро разобраться, принять решение и действовать.
В любом из приведенных случаев водитель обязан разъяснить клиенту причины отказа в услуге. При необходимости водитель вправе вызвать полицию, экстренные службы, запросить помощь оператора/агрегатора. Водитель должен знать не только правила дорожного движения. Вам следует понимать психологию человека, знать права, быть культурным, общительным, выдержанным. Это поможет вам обеспечить комфорт передвижения, пассажир проникнется к вам доверием, вы избежите конфликтов, сохраните/поддержите репутацию для успешной работы таксистом.

